12.01.2012 13:50

История становления уфологии в Казани

разместила Мария Петрова

История любой науки, в том числе и уфологии, в первую очередь связана с конкретными людьми, которые в одиночку или группами устремляются к познанию неизведанного и на этом пути, порой тяжелом, продолжительном и опасном, совершают малые и большие открытия. Исследователи таинственного окружающего мира во все времена в глазах простых людей выглядели чудаками. Это и понятно, ведь ученые – это каста одержимых идеями людей, которые готовы жить на скудном пайке, лишь бы им позволяли заниматься любимым делом. Все сказанное относится к людям, называющих себя уфологами. Можно лишь добавить, что им крайне тяжело в ситуациях, когда придирчивые скептики, чванливо смеясь в лицо, просят вещественно доказать существование НЛО. Официальная наука до сих пор относит уфологию в разряд паранаук (или лженаук). Но энтузиасты не ждут ни от кого помощи, а сами действуют на собственный страх и риск, постоянно совершенствуются.

Началом организованного уфологического движения в Казани можно считать конец 1989 – начало 1990 года, а до этого момента были в Казани разрозненные группы и отдельные энтузиасты, которые интересовались проблемой НЛО и аномальными явлениями в природе. Следует отметить, что возрождение уфологического движения и рождение молодой науки сопровождалось, пожалуй, некоторой величавостью духовной атмосферы с различными оттенками мистики и наличием магически-притягательного слова «уфология».

Что способствовало объединению и сплочению уфологов в Казани? Тут можно отметить несколько факторов. Один из них – социально-политический. Благодаря социальным переменам в стране, к этому времени открылась возможность создать общественную альтернативную научную организацию, призванную заниматься уфологическими и другими феноменальными (аномальными) проблемами. С конца ноября 1989 года в Москве впервые началась официальная учеба по уфологии и подготовка специалистов. Равилю Исхакову довелось учиться среди первых слушателей уфологической школы «Базис», в которой он получил систематизированные знания по уфологии. Параллельно с учебой в школе «Базис» велась подготовка учредительных документов (Плана и Программы деятельности на базе Устава СНТО) новой организации, обдумывалось ее название и формировался состав. И вот – официально зарегистрирован Татарский республиканский комитет по исследованию феноменов природы (чуть позднее добавили фразу «и экологии человека») при Союзе научных и технических обществ Татарии (ныне СНИО РТ – Союз научно-инженерных обществ Республики Татарстан). Спасибо членам руководства СНИО РТ, которые вовремя поддержали данную инициативу, а затем даже участвовали в отдельных программах Комитета. В этот научно-просветительский общественный Комитет были приглашены наиболее демократичные, независимые от чужого мнения, талантливые и уважаемые казанские ученые: профессор Н.Н. Непримеров, доценты В.И. Башков, М.Ш. Якупов, Ш.Ф. Муртазин и др. На инициатора создания данного Комитета Р.Л. Исхакова была возложена обязанность председателя.

Руководствуясь принципами системности, впервые уфологические исследования в Казани строились на плановой и целенаправленной основе, при этом научные данные должны были корректироваться новой философией и практикой.  Коротко общий план выглядит так: во-первых – научно-исследовательская программа включает: проблемы уфологии (изучение НЛО, сбор информации, экспедиции, теоретический анализ); проблемы парапсихологии (экстрасенсорика, телепатия, телекинез и др.); проблемы развития и применения феноменальных возможностей человека; проблемы философской антропологии, онтологии; участие в работе научно-практических конференций; во-вторых – просветительская программа: публикация статей, книг на уфологические и другие феноменологические темы; выступления с лекциями на радио и телевидении, в клубах, домах культуры и школах. В-третьих – организационная работа: проведение рабочих семинаров и научно-практических конференций, повышение квалификации, обмен опытом, привлечение к работе в Комитет новых кадров, работа с письмами и др.

До 1990 года не было создано ни одного уфологического общества в Казани, хотя на темы НЛО говорили в кругу друзей и даже на научных и философских семинарах в КАИ, КГУ при разборах официальных газетно-журнальных публикаций, содержащих обычно дезинформацию. Например, на философском семинаре при кафедре теории относительности и гравитации КГУ инженер Сергей Романов в марте 1989 года сделал обзорный доклад об НЛО по газетным статьям. С отдельными участниками семинара  обсуждали вопросы создания группы по изучению НЛО. Не знали мы тогда еще слова «уфология», его просто не было. Первой публикацией по уфологии в Казани можно считать статью известного писателя Диаса Валеева в 1960-х годах, когда он, будучи журналистом, работал в редакции газеты «Комсомолец Татарии». Вслед за своей первой статьей Валеев собирался подготовить интервью с очевидцами НЛО. Но вскоре вопросы по уфологии стали запретными для открытой печати, вплоть до середины 80-х годов. Отдельные высказывания об НЛО можно было услышать на конференциях «Циолковские чтения», которые регулярно проводились в Калуге. Поэтому этот период истории уфологии можно назвать андеграундным (подпольным). В те годы модным было собирать вырезки из газет и журналов, а книг по уфологии вовсе не было.

По воспоминаниям Равиля Исхакова, он под уфологию выделил даже отдельную картонную папку с лямочками, в которой бережно хранил такие бумажные вырезки. Примерно в январе 1989 года ему на глаза попалась небольшая любопытная заметка (кажется, из «Литературной газеты») о существовании в Москве группы ученых во главе с Марком Мильхикером (президент научно-инженерного центра астролевитирующих объектов), занимающихся изучением астролевитирующих объектов. В другой статье писали, что в Московской обсерватории существует комиссия, также занимающаяся вопросами неопознанных летающих объектов. К тому же, в те годы он выписывал журнал «Природа и Человек», в одном из номеров которого прочитал статью доктора технических наук Фирьяза Ханцеверова о создании при СНИО СССР научного центра по изучению энергоинформационных процессов. Предперестроечное время в стране сопровождалось многими трудностями (например, пустые продуктовые полки магазинов), но пространство было наполнено некоторыми мистическими слухами, которые давали надежду на какие-то предстоящие грандиозные события, перемены. Занимаясь наукой и философией, Исхаков хотелось окунуться в настоящие большие дела, конечно – энергии было много, а потому и амбиции были большие. Покинув любимую кафедру в КАИ, накопив много вопросов и набравшись решимости, он отправился в Москву искать правду о существовании НЛО. Нашел Мильхикера и инженерное общество, куда приходили люди, желавшие получить ответы на такие же вопросы, как и у него. Узнал, что впервые в Москве власти разрешили проводить занятия по уфологии. Было много неразберихи, суеты, хотелось определенности. В ожидании шли дни, недели, он занимался в Государственной Ленинской Библиотеке (ГБЛ), выписывал и читал много интересной литературы, знакомился с увлеченными астрологией, магией, эзотерикой, экстрасенсорикой людьми. Посещал различные экзотические центры. Пока были деньги в кармане, часто курсировал из Казани в Москву и обратно. И вот, однажды узнал о начале занятий по уфологии. Это был праздник для души, собралось много народа в здании НИИ  (рядом со станцией метро «Войковская»). С конца ноября 1989 года началась учеба. Первыми преподавателями были В.Г. Ажажа, В.И. Авинский, Л.Е. Чулков (заместитель председателя Московской комиссии по исследованию аномальных явлений), А.Б. Петухов, М.Ю. Шевченко, А.И. Плужников, Г.И. Куницин и др. В течение двух с половиной месяцев им читали лекции, тогда же возникла Всесоюзная уфологическая школа-семинар по нетрадиционным направлениям науки и техники «Базис», в которой учились не только москвичи, но и приезжие с периферии. После окончания этой школы (факультета «Уфология») в начале 1990 года слушателям от имени Уфологической комиссии (при Комитете по энергоинформационному обмену в природе и при Союзе научных и инженерных обществ СССР) выдали свидетельства специалиста с правом участия в исследованиях и работе научных и общественных организаций по проблеме «Уфология». Показали шикарный документальный фильм об НЛО, оставившего неизгладимое впечатление. Было рекомендовано организовать на местах уфологические центры и официально их зарегистрировать. Пояснили, как это можно было сделать в то время быстро и без проволочек.

На одной из лекций по палеоуфологии преподаватель Владимир Авинский сказал, что в дореволюционных летописях Казанского императорского университета имеется запись о полете на медном котле местного жителя некоего Яшки, который куда-то улетал, а затем был возвращен через пару лет на то же место. Исхакова это сильно заинтересовало, в перерыве он подошел к Авинскому и попросил дать подробные координаты печатного источника. Так он познакомился, а затем и подружился с Владимиром Ивановичем. Старший товарищ прислал точное название журнала, Р. Исхаков нашел в библиотеке эту статью о Яшке, который жил в 1750-х где-то в Елабужском районе. Так витиевато через литературно-архивно-религиозную публикацию 1909 года раскрываются исторические страницы палеоуфологии в Казани с середины 18-го века. Авинский потом неоднократно бывал в Казани, участвовал на международных симпозиумах «Феномены природы и экология человека», под его выступления собирали публику, с ним обменивались опытом.

Уфологическая жизнь в стране быстро стала набирать обороты с начала 1990 года: после появления дипломированных специалистов по уфологии повсюду стали создаваться уфологические центры, в том числе и в Казани. Опыта не было, приходилось делать с «чистого листа», больше полагаясь на интуицию. Р.Л. Исхаков записался в Московскую уфологическую организацию, ходил на заседания, вникал в суть работы. При советской власти первую небольшую книгу по уфологии «Звездные братья» выпустил Лев Евгеньевич Чулков в 1990 году, для молодых уфологов тогда было большим событием купить и почитать эту книгу, в которой фактически описывались зарубежные публикации контактов с НЛО. Несколько экземпляров этой книги Равиль Лутфуллович привез казанским друзьям.

Перед руководителем междисциплинарного направления по исследованию феноменов природы и экологии человека Равилем Исхаковым стояли две главные задачи: возрождение из небытия уфологии, парапсихологии и других «паранаук», которые не признавались официальной наукой; собрать и объединить усилия казанских ученых по изучению аномальных и загадочных явлений. В Казани он познакомился с увлеченными уфологией ребятами из группы «Окно», работавшими журналистами в редакции газеты «Комсомолец Татарии» (ныне «Молодежь Татарстана»). К ним стекалась вся информация, поэтому они поначалу чувствовали себя более самоуверенно и независимо. Сотрудники этой редакции организовали даже одну публичную встречу на уфологическую тему в ДК «Химиков», пришло много народа. Рассказывали об НЛО и отвечали на вопросы публики Дима Хафизов и Алексей Краснов. Регулярно стали писать о наблюдениях НЛО казанские газеты «Вечерняя Казань», «Советская Татария», «Молодежь Татарстана». По вопросам таинственных явлений и чудес стала выходить в Казани специальная газета «Отражение» (главный редактор Артур А. Гафаров), а чуть позднее альманах «Пришелец». Появились публикации о загадочной Пермской аномальной зоне, куда устремились многие люди со всех концов Советского Союза, чтобы увидеть своими глазами «пришельцев», а казанские кинооператоры (Николай Морозов и Роберт Хисамов) сделали даже документальный фильм о своей поездке в эту зону. Этот фильм демонстрировался в ДК «Строителей» (ныне ДК «Сайдаш»). Ажиотажа было много. Хотелось увидеть своими глазами НЛО, хотя бы поговорить с очевидцами. Уфология быстро стала популярной идеей, по-видимому, в подсознании людей генетически заложена мысль о встрече с «Великим иным разумом», «Космическими пришельцами» с других планет и галактик. В то же время быстро пришлось понять одну важную истину: желающих поговорить про уфологию находится много, но вот заниматься уфологией – единицы.

Стали приходить письма в Комитет. Завелась переписка (тогда компьютеры были редкостью, а Интернета вовсе не было), вскоре представилась возможность поехать в командировку на встречу с одним из очевидцев НЛО в поселок Красный Бор. Потом опубликовали очерк об этом событии. Смущало то обстоятельство, что при опросе очевидца эксперт вынужден беззаветно ему верить, т.к. проверить его слова почти невозможно. Да, эксперт-уфолог ездили вместе с очевидцем на место посадки НЛО. Конечно, он походил вдоль и поперек площадки, на которую приземлялся летательный  корабль, покрутил в руках биорамки. А дальше что? Лишь позднее уфологи поняли, что нужны психологические знания и специалисты по регрессивному гипнозу. Для «зеленых» уфологов было счастьем найти хотя бы реальные следы НЛО. За одно лето 1990 года Р. Исхаков с коллегами были в нескольких экспедициях по Татарии. В одной из них они реально нашли «круг» в лесном сосновом массиве Агрызского района, обследовали данную аномалию, как могли: описали подробно и зарисовали. Расспросили жителей соседних деревень о необычных наблюдениях за последние месяцы. Опубликовали в молодежной газете свой удачный поход. Потом этот редкий случай попал в книгу Вадима Черноброва «Энциклопедия уфологии» (Москва, 2007) в раздел «Круги на полях».

Из начального опыта можно было сделать определенные выводы. Нет специальных измерительных приборов для обследования мест посадок НЛО и аномальных зон. Нет единой методики для опросов очевидцев и самого вопросника. Использование биорамок для получения научной «достоверной» информации не эффективно. Для поиска и наблюдения НЛО нужны дневные и ночные дежурства с приготовленными биноклями и фотоаппаратами. Нужно помещение для размещения уфологического центра. Возникли смежные вопросы, связанные с проявлениями полтергейста («шумный дух», «барабашка»), самовозгорания и др.

В 1990 году можно было еще свободно поехать в союзные республики на  уфологические конференции. Так в середине мая Равиль Исхаков вдвоем с доцентом КГУ Виктором Башковым совершили поездку во Фрунзе (ныне Бишкек), где участвовали во Всесоюзной уфологической конференции. Организовал этот форум руководитель Киргизского уфоцентра М.С. Ельцин, он выпустил тогда к началу конференции свои три брошюры по уфологии. Осенью состоялась в Таллинне международная конференция «Дом Земли Третьего тысячелетия», где работало несколько секций, в том числе и уфологическая. Вообще говоря, уфологическая тематика в разной степени спонтанно поднималась и обсуждалась на многих научно-практических конференциях. Начинающие уфологи жадно ловили каждое слово патриархов уфологии, старших коллег. Престижным было не только участвовать на конференциях, но и присутствовать там при кулуарных разговорах. На таких научных праздниках встречались со старыми друзьями и знакомились с новыми интересными людьми.

Набравшись опыта участия на чужих конференциях, нужно было думать о проведении в Казани своей научно-практической конференции, которую наметили на апрель 1991 года. Почти за год началась подготовка к конференции: сначала выбрали ее название: «Феномены природы и экология человека»; затем составили список обсуждаемых вопросов, потом подготовили информационное письмо, которое распространяли в разные города Советского Союза и районные центры Татарии. Отправляли письма в бумажных конвертах обычной почтой по известным адресам. Очень эффективно распространять информацию и приглашения из рук в руки, этим приходилось пользоваться во время своих поездок на конференции в разные города. Постепенно стали поступать в адрес оргкомитета казанской конференции заявки и тезисы докладов. Еще раз подчеркнем, что 90-й год был очень тяжелым. Тогда компьютерной техники в Казани почти не было, печатали все документы на механической печатающей машинке, но и такие машинки были в дефиците. Помогли отпечатать некоторое количество информационных листов о первом симпозиуме в СНТО, а затем активисты ходили по организациям и просили снять копии с этих листов. Бумага также была в дефиците. Макет сборника трудов конференции «Феномены природы и экология человека» помогли отпечатать в редакции «Комсомолец Татарии», а тираж сборника отпечатали на желтовато-серой оберточной бумаге, но и эта бумага была в страшном дефиците. О том, как организовывали и провели первую казанскую научно-практическую «уфологическую» конференцию, это отдельная большая повесть.

Сотрудничество с увлеченными журналистами группы «Окно» дало свои результаты. Р. Исхаков предложил ребятам выпускать уфологический журнал, обещал помогать статьями и подумать над названием этого печатного органа. Доброжелательные товарищи поддержали эту мысль. Как-то председатель Комитета привез из Москвы ксерокопии статей из старинного дореволюционного журнала «Ребусъ». Это название понравилось коллективу, и было выбрано для нового казанского журнала. Два номера «Ребуса» вышло в 1991 году и один номер вышел в 1992. Советская «Перестройка» началась с бандитского дележа народного богатства, спонсоры этого журнала попали в неприятные разборки, а потому прекратили инвестиции. Выпуск «Ребуса» приостановился на многие годы. Выпущенные тиражи журнала успешно распространялись и частично покрывали расходы.

Постепенно уточнялись и расширялись основные уфологические вопросы: что такое НЛО, откуда и с какой целью прилетают НЛО, кто управляет НЛО, как устроены НЛО, каковы фундаментальные принципы их перемещения? Эти и другие вопросы волновали и ныне волнуют уфологов. Задачи уфологов пока самые обыденные – поиск артефактов, сбор данных о полетах НЛО и контактах людей с «пришельцами», наблюдение и анализ полученных данных. Благодаря научному подходу и большой  аналитической работе постепенно стали формулироваться выводы и гипотезы. Позднее возникло новое уфологическое ответвление – контактология. Большую помощь в работе республиканского Комитета оказывал Всесоюзный уфологический центр литературой, методическими пособиями. В становлении самого Уфоцентра было также много сложностей: конкуренция лидеров, аренда помещения и др.

Здесь уместно отметить философскую сторону, заявляя, что загадка НЛО дана нашей цивилизации как испытательная задача, на решении которой проверяется сознание людей, их понимание самих себя и окружающего мира. На поверку оказалось, что наука и философия у человечества находятся на младенческом уровне, а про моральные качества и вовсе лучше промолчать. Люди настолько возгордились, что не могут признать реальное существование НЛО. К сожалению, большинство людей еще не понимают значение науки, а философия для многих сродни брехне или религии, поэтому с такими о духовности говорить – воздух сотрясать. Однако проблема НЛО оказалась не только научной проблемой, но это одновременно и философской проблемой. Стратегический план Комитета был изначально выбран правильно, это подтвердилось последующими делами и успехами.

Если до 1990 года в СССР был книжный голод по уфологической тематике, то сразу же за последующие два года вышли более десятка книг, журналы, альманахи, сборники статей по уфологии. Это радовало и огорчало враз. Авторы увлеклись публикацией собранных описаний наблюдений НЛО, но отстранялись от аналитической работы. Многие уфологические книги, как литературная беллетристика, интересные, они психологически эмоционально заряженные. Но для науки этого мало. Чего не скажешь, например, о добротной статье Адександра Петухова, помещенной в книгу «НЛО. Истоки истины» (Самара, 1991. Составитель и редактор В. Авинский), в которой автор приводит статистику проявления феномена НЛО.

Анализ первой конференции «Феномены природы и экология человека» показал, что количество представленных и обсуждавшихся тем по уфологии составило небольшую долю от общего количества докладов (примерно 10 %). Однако философские и антропологические вопросы составили самую большую долю. Очень малая доля парапсихологических проблем (около 5 %). Еще обнаружен интересный факт – официальная наука сторонится уфологии. Лишь отдельные смельчаки взялись за «крепкий орешек» новейшей науки – уфологию. Например, впервые гомогетерогенный подход к исследованию аномальных явлений (в том числе и НЛО) и аномальных зон предложил талантливый философ, молодой казанский профессор Н.М. Солодухо. После этой конференции появились новые друзья, в нас поверили влиятельные люди. К тому же, конференция получилась непринужденной, опубликовали статьи, которые как крики, боли духовной мысли выплеснулись на страницы, освободили дух человека для нового творения. Еще один вывод был сделан: философы в большинстве не готовы пока осмыслить проблему НЛО. Организаторы научного форума поняли, что уфология – это междисциплинарная наука, поэтому в решении конференции указали на необходимость приглашать на следующие симпозиумы специалистов разных направлений, чтобы люди учились понимать друг друга и совершенствовались.

Одно из главных вожделенных желаний любого уфолога – увидеть настоящее НЛО. В поисках встреч с загадочным объектом можно потратить много сил и времени, но не каждому дано осуществить такую мечту. Так думает пессимист. Уфологи – это особая каста людей, которые бескорыстно делятся своими знаниями. Знание одного – это знание всех, а коллективное знание – открыто каждому.

Важным событием в уфологической жизни стал выпуск ряда книг и пособий сотрудников Уфоцентра (Москва) для начинающих уфологов. (Кстати, наш Комитет с самого начала входил коллективным членом во Всесоюзный Уфоцентр). Некоторый тираж этой литературы удалось доставить в Казань, что послужило сильным толчком в просветительской работе со школьниками, студентами и взрослым населением. Такие встречи проходили в школах и домах культуры. К тому же В. Авинский выпустил свой документальный фильм по уфологии и привез в Казань, с 1993 года этот фильм демонстрировался в нескольких кинотеатрах Казани («Родина», «Комсомолец», «Спутник», «Факел») и в ДК «Химиков».

Ко Второму международному симпозиуму «Феномены природы и экология человека», который состоялся в мае 1994 года, готовились немного спокойнее, т.к. помощников было побольше и философски были более подкованы. В частности Р. Исхаков впервые выдвинул физическую гипотезу (модель, схему) спонтанного образования плазменного НЛО в природе за счет атмосферных или водяных линз. Успехом конференции стало то обстоятельство, что нашу инициативу поддержали КГУ, КАИ и другие вузы, а также Академия Наук Республики Татарстан (АН РТ), в здании которой проходил трехдневный симпозиум. Основные научные результаты симпозиума отражены в сборнике трудов его участников.

После конференции пришла важная мысль – уфология – это дело не только уфологов, а всей общественности, более того – всей цивилизации. Потому что все мы на пороге принципиально нового мышления и нового образа жизни. Нужно по-новому открыть человека, открыть его новые уникальные возможности. По-старому жить нельзя, принося себе и окружающей среде невосполнимый вред. Поэтому уфологи несут ответственность за новые глубокие знания, которые ждут от них все люди. Слово уфолога сегодня высоко ценится.

В Москве было и остается несколько уфологических направлений, школ и лидеров. Одно из направлений, называемое «Зигелевские чтения», с 1990 года ведет А.Е. Семенов. (Поясним. Известный советский физик Феликс Зигель признается одним из пионеров уфологического движения в СССР. Он с 1950-х годов почти в одиночку проводил уфологические наблюдения и исследования. Именем Зигеля назвали регулярные московские конференции). Осенью 1994 года Р.Л. Исхаков был в Москве на Зигелевских чтениях и познакомился там с талантливым человеком – В.М. Бронниковым – руководителем Центра, в котором занимаются развитием феноменальных способностей (видеть закрытыми глазами). Изучение таких способностей человека приоткрывает немного тайную завесу с уфологической проблемы. С той поры Татарстанский Комитет сотрудничает со школой Бронникова. Об этом отдельная история и написано несколько книг.

В 1994 году президиум Российского Уфоцентра вышел с предложением и рекомендацией к президенту Международной Академии Информатизации (МАИ) о принятии Комитета «Феномены природы и экология человека» коллективным членом этой академии, а Р.Л. Исхакова – членом-корреспондентом этой же академии. Вскоре после избрания были выданы Р.Л. Исхакову диплом и удостоверение. Через год Исхаков был избран в Международную Академию Энергоинформационных Наук (МАЭН), а затем в Казани в 1996 году было зарегистрировано Татарстанское отделение МАЭН.

Большим новым событием уфологического движения стало проведение в Казани в 1997 году Третьего международного симпозиума «Феномены природы и экология человека», на котором выступали казанские, московские уфологии, а также уфологи из Российского космического центра (г. Королев). К сожалению, не все участники конференции толерантно воспринимали доклады по уфологической тематике, видно было, что некоторых раздражали выступления. Возникающие споры на конференции это обычное дело. К началу конференции был выпущен солидный сборник научных трудов.

Важным вкладом в философию стала книга Р.Л. Исхакова «Система предельных категорий философии», увидевшая свет в 1996 году (второе дополненное издание вышло в 1998 году). Трудной проблемой выбора основного вопроса философии является проблема Начала. Оказалось, что без системы предельных категорий философии невозможно в принципе решить проблему Начала. Есть надежда, что после использования результатов этого труда философам будет легче приступить к осмыслению уфологических (космических) проблем. За большой вклад в науку (по совокупности работ) Р.Л. Исхакову в 1998 году присваивают ученую степень доктора философии (МАИСУ, Санкт-Петербург).

Комитет занимается не только сугубо научными проблемами, но вынужден проводить социальные акции, например, его сотрудники вышли с инициативой в Правительство РТ о восстановлении Казанского планетария, были направлены письма чиновникам, опубликованы статьи в газетах, организован пикет и сбор подписей на улицах города.

С июня 1997 года в помещении библиотеки № 29 г. Казани была начата работа семинара по уфологическим и антропологическим проблемам. Выступали с докладами А. Осипов, М. Гуслистова, Р. Исхаков и многие др. В 1998 году при Комитете было организовано несколько общественных научных лабораторий, в том числе и уфологическая лаборатория, куда вошли в качестве сотрудников Р. Исхаков, М. Гуслистова, В. Перфильев, С. Попов, В. Федяеев и др. Активные казанские уфологи Маргарита Гуслистова и Владимир Федяев на собственные средства принялись за выпуск научно-познавательного альманаха «Цивилизация» (вышло 5 номеров; смотри адрес сайта в системе Rambler: http://www.mi.ru/~civil/intro.htm ), в котором размещались статьи на разные темы, в том числе по уфологии.

Поскольку встретить «настоящее» НЛО трудно, но как сделать, чтобы НЛО как «по заказу» стало ближе к исследователю и пригодным для изучения? Равиль Исхаков пошел на хитрость. Он выдвинул идею, что человек – это ближайшее НЛО. Действительно, во-первых, человек – летающее существо (во сне кто не летал?) и, во-вторых, человек – неизученный объект (например, мозг и его свойства мало изучены). Выходит, что человек, мало знающий о своей человеческой природе, пытается понять сверхсложный объект. Это не упрек, а форма обоснования необходимости изучения полетных снов человека. По опросным материалам была подготовлена и выпущена книга казанского ученого «Во сне полётных ощущений мир» (Казань, 2003). Р.Л. Исхаков выдвинул гипотезу о том, что дальними предками человека (и обезьяны тоже) были птицы. Следует интересный вывод о том, что человек, как «малое» НЛО, гоняется за «большим» НЛО. Это удивительно символично и лирично!

Знаменитым уфологическим событием оказался пролет над вечерней Казанью в июле 2002 года НЛО. Его полет был заснят на видеокамеру одной из жительниц Казани. В результате исследования этого уфологического события и собранных документальных материалов, Р.Л. Исхакову удалось впервые выдвинуть две научные гипотезы. Первая (конструктивно-техническая) – бортовые огни НЛО представляют собой трехцветные светофоры, служащие сигнальными приборами. Вторая (психологическая) – пилот НЛО (или робот, программа управления НЛО) обладает свойством хирального поведения (правши – левши). Над Казанью летал «левша». Подробности истории данного события описаны в книге Р.Л. Исхакова «НЛО над Казанью» (Казань, 2003) и в сборнике научных материалов Четвертого международного симпозиума «Феномены природы и экология человека» (2004).

В 2003 году на совместном семинаре кафедры астрономии КГУ и Татарстанского Комитета обсуждался вопрос доказательства существования реального НЛО. К сожалению, отдельные ученые этой кафедры заняли не научную позицию, относя поставленный вопрос в плоскость личной веры исследователя НЛО.

Комитет поддерживает связи со многими уфологическими организациями Татарстана и России, входит коллективным членом в Научное объединение «Космопоиск» (Москва) под названием «ТРК-Космопоиск».

От имени Комитета и по приглашению Петербургского уфологического центра (при Русском географическом обществе) Р.Л. Исхаков участвовал в 2002 году на Всероссийской конференции и выступил с докладом «НЛО над Казанью».

Примерно в 2002 году в Казани образовалась молодежная уфологическая группа, которая стала называться «Казань-Космопоиск» (руководитель Мария Викторовна Петрова). Новая уфологическая струя в казанском уфологическом движении – признак преемственности и важности уфологии в духовной жизни Казани, Татарстана и России. С деятельностью новой структуры «Казань-Космопоиск» подробно можно познакомиться на одноименном сайте: www.kazankosmo.ru

В 2008 году в Казани был проведен Пятый международный симпозиум «Феномены природы и экология человека», работа которого проходила в здании АН РТ. Вышли труды этой большой конференции в 3-х томах. Всего на конференции было, пожалуй, около десяти уфологов, но участвовало большое количество философов и психологов. В том же 2008 году Р.Л. Исхакова избрали действительным членом Международной Академии Информациологической и Прикладной Уфологии (МАИПУФО, Москва).

С уфологическими миссиями в Казани неоднократно бывали патриархи российской уфологии В.Г. Ажажа, В.И. Авинский, Б.А. Шуринов, Л.С. Целина, Э.А. Ермилов, Э. Ф. Бачурин, В.М. Уваров и др.

Большинство старейшин казанского уфологического движения, такие как Г.Г. Галеев, В.И. Башков, А.А. Осипов, К.С. Шакиров, Р.Г. Хисамов, Р.Л. Исхаков, И.А. Садыхов, С.Н. Попов, А.П. Краснов, М.В. Петрова, А.Г. Воронин, С.В. Шубин, С.Г. Воронов, М.Б. Гуслистова, В.Я. Федяев, В.Н. Перфильев, Р.Р. Балтачёв, А.А. Филиппов и  другие,  продолжают заниматься благородным научным поиском.

О деятельности Комитета и его успехах в области уфологии и антропологии несколько казанских телекомпаний в разные годы делали видеосюжеты и  показывали по местному телевидению. В частности, об уфологическом, писательском, психологическом, педагогическом творчестве Р.Л. Исхакова было несколько телепередач, а в 2008 году о его деятельности был снят небольшой документальный видеофильм.

В 2009 году в Москве состоялась 14-я Международная уфологическая конференция «Актуальные проблемы уфологии и биоэнергоинформатики». В этой конференции от Комитета принял участие Р.Л. Исхаков.

Почему людей привлекает НЛО, насколько актуальна тема НЛО? Здесь ответим общими словами. Есть особые люди, которые чувствуют пульс времени, видят картины будущей земной цивилизации и думают о переходе человечества в новую фазу эволюции и сотрудничества с более развитыми космическими разумными цивилизациями, создавшими НЛО. Люди будто идут вверх по ступенькам разных уровней сознания, духовности, видения мира, образования и культуры. Так исторически сначала на Землю пришла техническая цивилизация, потом авиационная цивилизация, затем ракетная эпоха, а теперь ждет нас уфологический этап развития.

Представленный Р.Л. Исхаковым доклад об истории развития уфологии в Казани, очевидно, не охватывает всех подробностей и сторон феномена творческой самоорганизации уфологов в Казани, в нем также не упомянуты многие лица, причастные к уфологическому движению в Казани и, тем более, в целом Татарстане. Будем рады и заранее благодарны всем, кто откликнется на данную статью со своими замечаниями, вопросами, предложениями и дополнениями к ее содержанию.

 

Исхаков Р. Ф.

Доклад ко 2-му уфолог. семинару в Казани. 2011 год.

Координаты Татарстанского Комитета (или «ТРК-Космопоиск»):

Писать по адресу:

420133, Казань, а/я 701.

E-mail: [e-mail скрыт]

Звонить по телефону: (843) 521-74-79.

Изменено 23.01.2012 10:15
Мария Петрова
Мария Петрова

Руководитель РО "Казань-Космопоиск".

Сайт: www.kazankosmo.ru