Утром 23 марта
Хорошо это или плохо?
Прежде всего, хотелось бы отметить: рано или поздно это должно было случиться. Ничто не вечно в этом мире, и то, что наш "Мир" прослужил на орбите более 15 лет, что в три раза превышает срок, предполагавшийся при его разработке, говорит лишь о том, как умели творить Мастера былой Державы. Но даже по советской программе уже в 1994 году должно было начаться строительство станции нового поколения "Мир-2", которая заменила бы предыдущую. И как бы ни было грустно, следует отдавать себе отчет в том, что никакая техника не вечна, тем более - работающая в жестких условиях космического пространства.
Однако не приходится сомневаться и в том, что прекращение эксплуатации "Мира" в нынешних условиях означает то, что в крышку гроба российской пилотируемой космонавтики вбит очередной, предпоследний, гвоздь. Почему предпоследний - об этом чуть позже. Впрочем, ЕБН еще в начале своего президентства бросил в одном из интервью, что космос России не нужен. И похоже, что чиновники, определяющие направление развития отрасли, в своей работе до сих пор руководствуются этим "историческим указанием".
Давайте вспомним историю создания проекта МКС. Когда идея международной станции еще только обсуждалась, было предложение создавать ее на базе нашего "Мира", постепенно наращивая его модулями других стран и заменяя новыми те, которые будут приходить в негодность. Естественно, американцы на это не пошли - ведь в этом случае им отводилась бы роль "вторых".
Нынешний вариант МКС вполне можно было строить на орбите, лежащей в одной плоскости с орбитой "Мира", что позволило бы перевезти на нее пригодное к дальнейшей эксплуатации оборудование нашей станции. Как в свое время наиболее ценные блоки отслужившего свое "Салюта-7" были перебазированы на только что вступивший в строй "Мир". Выбранная же орбита МКС не позволяет осуществить подобную транспортную операцию. Подобных фактов можно найти еще очень много. И чем дальше продвигается строительство МКС, тем яснее становится любому здравомыслящему человеку: в новом орбитальном доме нам отводится роль гостей. Что бы ни было записано во всяких договорах, хозяином там будет тот, кто вложил в него больше денег, в данном случае - американцы. И, скорее всего, именно они и будут решать - кому, когда, где, на чем и зачем какие исследования и работы на борту станции проводить.
Часто говорят, что 33 процента ресурсов МКС отведено на долю России, и что это вполне сможет заменить нам нашу станцию. Но, по всей видимости, у правительства просто опять не найдется средств на создание российского сегмента в полном объеме. А ведь работающие в космосе блоки нужно еще обслуживать, ремонтировать, доставлять расходные материалы. И если это делать будет некому и не на чем, то существует вариант, что хозяева станции могут просто купить его. Тем более, что продажа ресурсов, рабочего времени и даже мест членов экипажа, отведенных на нашу долю, уже рассматривается российскими чиновниками как вариант коммерческого использования нашего сегмента МКС.
Кроме того, через участие в существующем проекте МКС на нас смогут оказывать давление и в том случае, если Россия вдруг вспомнит о своих интересах не только в космосе, но и на Земле и начнет их отстаивать. Например, возобновит торговлю с Ираком, начнет строить ракеты для Северной Кореи или активно поддерживать Сербию. Или вообще встанет на новый путь.
И, наконец, не следует забывать и то, что сами штаты сейчас находятся на пороге очередного экономического кризиса. Лозунг "Господи, покарай Америку!", появившийся у стен американского посольства в марте 1999-го, вполне может начать сбываться. И у 44-го президента США появятся все шансы стать последним в истории этой страны, как и было предсказано одним казненным индейским вождем. И если "светлый храм на горе" повторит судьбу "империи зла" (обе цитаты из Р. Рейгана), то ему уже станет не до космоса, особенно если учесть американский прагматизм. И тогда все страны - участники американской "международной" космической станции останутся у разбитого корыта.
Любой из этих вариантов будет уже последним гвоздем в крышке гроба нашей пилотируемой космонавтики. И тогда придется все начинать сначала. Или даже ехать учиться у китайцев, которые уже сейчас работают над проектом своей космической станции. И если он у них удастся, я буду только искренне рад за этот трудолюбивый и талантливый народ.
А что остается России в случае прекращения пилотируемой программы? Роль "космического извозчика"? Сообщаю - доход от предоставления транспортных услуг по выведению полезных нагрузок в космос, по данным министерства торговли США, составляет всего 9% в соотношении доходов от космической деятельности - самая малая его часть. Будем спутники связи строить, которые продавать можно? Скорее всего, только это и останется. Вот такой "прагматический космос" получается - делаем лишь то, что прибыль немедленно принесет, которую сразу же съесть можно.
Но я вам скажу, ребята, что Звездный Путь Человечества - это не дело прагматиков. Это - дело безумцев, устремленных мыслями и мечтами в Будущее своей страны и планеты.
Звездный Путь Человечества несовместим с меркантильной рыночной экономикой, и я убежден, что твердо человечество на него встанет лишь тогда, когда в корне изменит свое общество.
Звездный Путь Человечества не может быть пройден порознь или в одиночку. Поэтому подлинно международным орбитальный дом будет лишь тогда, когда создавать его и работать в нем будут все народы, а не только избранные.
Более того - иного пути у человечества быть не может!
Скорее всего, "жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе" (Н.А. Некрасов). Но, может быть, и нам еще удастся поучаствовать в постройке лунных городов и марсианских кораблей, а там, глядишь, и до звездолетов дойдем! И развеваться на звездном фоне будет тот флаг, который смотрится на нем наиболее эффектно. Под которым стартовали с планеты "Востоки", "Восходы", "Прогрессы", "Союзы", "Салюты" и "Бураны". Думаю, вы меня поняли.
Наконец, отвечу на последний вопрос: а что мы можем сделать, если нам в очередной раз показали, что реально от нас ничего не зависит? Прежде всего - научиться думать. Задуматься обо всем, что я попытался сейчас сказать. Задуматься о всей своей жизни и окружающем мире - а устраивает ли он меня? Задуматься о том, что я оставлю для человечества после себя. Вырваться из круга обывательского мышления, ощутить себя Личностью, а не неким существом, смирившимся с неизбежностью и незыблемостью окружающих порядков.
И тогда выяснится, что можем мы очень многое.
И сейчас, вслед горящим обломкам нашей славно поработавшей станции, назло всем прагматикам и обывателям, лично мне хотелось бы вспомнить слова великого певца великой Державы - Юрия Визбора:
Мы мчимся невеликою звездою
Над звездами вечерних городов,
Мы машем вам из космоса рукою,
Как машут с уходящих поездов.
И на Земле рожденный ветер странствий
Несет все дальше наши корабли -
Ведь притяженье Звездного пространства
Сильнее притяжения Земли!
Друзья, как бы ни было грустно, не надо лить слезы об утрате "Мира". Выше головы! Мы еще вернемся на орбиты!